Законно ли проведение поверки индивидуальных приборов учета, установленных в квартире, и можно ли требовать проведения перерасчета в период проведения поверки приборов и оплаты счетов по общедомовым приборам?
Законно ли проведение поверки индивидуальных приборов учета, установленных в квартире, и можно ли требовать проведения перерасчета в период проведения поверки приборов и оплаты счетов по общедомовым приборам?
Обязанность проведения поверки средств измерений, в том числе индивидуальных приборов учета (ИПУ), установлена статьей 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в соответствии с которой средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Федеральный закон содержит понятие «поверки средств измерений» как совокупности операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Согласно пп. «г», «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354., в целях учета потребленных коммунальных услуг потребитель обязан:
использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
В случае неисправности ИПУ или истечения срока его поверки, установленного заводом-производителем, использование ИПУ для расчета размера платы за коммунальные услуги приостанавливается (пп. «а» п. 59 Правил от 6 мая 2011 г. № 354).
Периодичность проведения работ по техническому обслуживанию ИПУ устанавливается в паспорте ИПУ либо согласовывается в договоре на техническое обслуживание, а периодические поверки выполняются по истечению межповерочного интервала. Межповерочный интервал определяется предприятием-изготовителем и в обязательном порядке указывается в паспорте ИПУ.
Обязанность поверки регламентирована в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом работы по поверке ИПУ не отнесены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и/или коммунальным услугам. В связи с этим порядок их проведения определяется действующим законодательством и осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерацтт, за счет средств собственника (нанимателя) жилого помещения. Любые работы, услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации выполняются на основании договора. В случае проведения работ по поверке ИПУ договор должен быть заключен в простой письменной форме.
В соответствии со статьями 1, 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Это означает, что для проведения работ по поверке ИПУ граждане вправе самостоятельно выбрать любую организацию (в том числе, выполняющую функции управления многоквартирным домом), обладающую необходимыми разрешительными документами.
Понуждение к заключению подобных договоров с какой-либо одной организацией (в том числе, выполняющей функции управления многоквартирным домом) не допускается и будет являться нарушением законодательства о защите конкуренции. Следует учесть, что цены на услуги по поверке ИПУ не подлежат государственному регулированию и устанавливаются по соглашению сторон (в договоре).
В соответствии с пунктом 31 Правил от 6 мая 2011 г. № 354, ГКУ ИС района обязано производить в установленном данными Правилами порядке перерасчет размера платы за коммунальные услуги при наличии оснований. Предоставленные показания прибора учета являются основанием для проведения перерасчета начислений за коммунальные услуги согласно предоставленным показаниям. При этом при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета более 3 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 3-месячного срока обязан провести указанную в пункте 82 Правил от 6 мая 2011 г. № 354 проверку и снять показания прибора учета.
Согласно пункту 61 Правил от 6 мая 2011 г. № 354, если при проведении управляющей компанией проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях ИПУ будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого ИПУ и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем в управляющую компанию и использован ей при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то управляющая компания обязана произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором управляющей компанией была проведена проверка, требование о размере платы за коммунальные услуги.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого ИПУ. Таким образом, проведение поверок индивидуальных приборов учета не противоречит требованиям действующего законодательства.