Земли сельскохозяйственного назначения: особенности распоряжения земельными долями и государственной регистрации прав на них
Земли сельскохозяйстве
Земли сельскохозяйстве
Многие граждане Российской Федерации давно стали собственниками земельных долей в результате реорганизации сельскохозяйстве
У многих правообладателей
Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйстве
Как известно, граждане - бывшие члены колхозов, работники совхозов, пенсионеры этих хозяйств, некоторые работники социальной сферы на селе получили в ходе реорганизации колхозов и совхозов право общей собственности на земельные участки, ранее принадлежавшие колхозам и совхозам.
Понятие земельной доли даётся в статье 15 Закона об обороте: «Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйстве
За годы реформ перечень прав граждан по распоряжению земельными долями постоянно уточнялся и расширялся.
В настоящее время принципиальное значение при определении порядка совершения сделки с земельной долей имеет установление случаев ее совершения без выдела доли в натуре. В частности, без выдела доли возможно:
1) завещание земельной доли по усмотрению собственника. Порядок оформления завещания является общим и регламентирован нормами гражданского законодательства
2) отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При государственной регистрации отказа от права на земельную долю необходимо предоставить правоустанавлива
3) внесение земельной доли в уставный капитал юридического лица. В качестве одной из особенностей данной сделки можно выделить ограниченный круг субъектов. Учитывая, что речь в данном случае идет о землях сельскохозяйстве
4) доверительное управление земельной долей представляет собой наиболее эффективный вид распоряжения своим правом на землю. Он позволяет сохранить право собственности на долю, не осуществляя при этом фактическое ее использование. Следует заметить, что в данном случае действует общее требование по ограничению круга доверительных управляющих. В данном качестве могут выступать сельскохозяйстве
5) продажа земельной доли - наиболее распространенный вид сделок с землей. В рамках соблюдения общего требования о сохранении целевого назначения земельной доли действующее законодательство ограничивает круг субъектов, которым она может быть продана. В соответствиии с п.1 ст. 12 Закона об обороте, земельная доля может быть продана лишь другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйстве
6) дарение земельной доли характеризуется теми же особенностями, что и купля-продажа.
Перечень сделок с земельными долями является закрытым, то есть для заключения иных предусмотренных гражданским законодательство
Таким образом, в случае государственной регистрации перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи, дарения или внесения в уставный (складочный) капитал одновременно с документами, представляемыми на государственную регистрацию прав, дополнительно необходимо представить документы, подтверждающие возможность продажи земельной доли (документ, удостоверяющий право покупателя на земельную долю в составе того же земельного участка, что и приобретаемая земельная доля, или документ, подтверждающий право покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого имеется приобретаемая земельная доля). Представление этих документов не требуется, если право собственности лица, приобретающего право на земельную долю в составе данного земельного участка, зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В отношении преимущественног
Хочется обратить особое внимание собственников земельных долей на то, что в результате изменений в закон об обороте земель сельскохозяйстве
В результате основным правовым методом решения проблемы невостребованных земельных долей стало их обращение в муниципальную собственность путем придания им статуса невостребованных на общем собрании дольщиков, инициированном органом местного самоуправления (если оно не состоится, то список таких долей этот орган утверждает самостоятельно) и последующего судебного решения. Таким образом, вступившая в силу в 2011 г. ст. 12.1 Закона об обороте сельхозземель позволяет признать в качестве невостребованных следующие земельные доли: а) принадлежащие на праве собственности гражданину, не передавшему долю в аренду или не распорядившемуся ею иным образом в течение трех и более лет подряд; б) сведения о собственнике которых не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйстве
Ведущий специалист-экспе